Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву



Придумав технологию резьбы «Татьянка», я начал искать, на чем бы ее реализовать. Самое первое изделие было вырезано на небольшом сосновом щите (30х80 см), причем очень сухом и старом, склеенном из дощечек. До этого он был полкой стеллажа, которую я нашел во дворе института Хаус Миньон в Гамбурге, где стажировался в качестве скульптора по дереву. Нарисовал я на щите глухаря, вокруг которого изобразил по определенной схеме что-то вроде травы, веток и листьев, и вырезал за несколько часов. Получилось все очень быстро, легко и выразительно, я был вполне доволен результатом.
Уже потом, в Москве, я перепробовал разные древесные породы: дуб, березу, ольху, сосну и липу. У каждой породы дерева свои физико-механические свойства, что весьма сильно влияет на резьбу. Чуть ли не под каждую породу надо не только перетачивать инструмент, но и подбирать рисунок, композицию.
В итоге остановил свой выбор на , которые традиционно применяют древесину липы. Приобрел на Измайловском вернисаже ряд шкатулок, привезенных из Нижегородской губернии, попробовал на них «Татьянку» и понял — это именно то, что надо. А поскольку хохломская роспись — промысел давний, то и материала в виде разного рода шкатулок, ваз, кубков, браслетов, тарелок, подносов и тому подобного будет в избытке. Традиционно эти очень хорошего качества.
Сейчас, по истечении почти 20 лет существования “Татьянки”, можно констатировать: самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба получается на липе. Весь инструмент, размеры изделий, все элементы резьбы, композиции в основе своей были рассчитаны именно на нее. Остановившись на липе, к другим породам дерева я уже обращался гораздо реже, только в силу необходимости выполнения заказов.
А вот липа меня просто покорила своей равномерной плотностью, малой усадкой, хорошей возможностью резания во всех направлениях, податливостью, пластичностью, не требовала она и больших усилий при резании. Древесина липы мягкая, легкая, светлая. Она хорошо раскалывается, пилится и строгается, быстро сохнет, мало коробится и усыхает.
Но не всякая липа годится для резьбы: например, плотность сердцевины намного меньше, чем на периферии (заболони), и лучше сердцевину (ядро) не применять. Надо отметить, что плотность древесины также сильно зависит от места и условий произрастания и возраста дерева. Очень плохи по упругости и плотности молодые деревья, едва достигающие в диаметре 15 см. Их для работы лучше не использовать. А вот зрелые деревья, особенно в возрасте 55-70 лет, очень крепкие, плотные, упругие. И чем тоньше и чаще идут годичные кольца, тем лучше это для резьбы.

У начинающих резчиков проблема, где найти материал, особенно липу, возникает сразу. Но потом оказывается, что не так уж это и сложно. Обычно везде, где работает пилорама, есть доски и из липы, куда-нибудь отложенные пильщиками. Липа хоть и не годится для строительства, тем не менее из нее делают разные мелкие поделки, ковши, рамки для ульев. Часто хранят ее про запас, для резьбы. Но ы последние же десятилетия гонят из липы вагонку, развелось множество мастерских, использующих именно липу, так что теперь приобрести ее гораздо легче.
Для резчика, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и без сучков. Хотя все зависит от применения, от того, что хочет сделать мастер, ну и от его таланта. Обыграть можно любой завиток или сучок. Мы, например, используем чистые доски или , поскольку режем, как на полотне бумажного листа, не учитывая рисунок текстуры дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом.
В Москву на продажу привозят уже готовые формы — «белье» — из разных областей. При покупке руководствуются внешним видом «болванки». Древесина должна быть здоровая, желтоватого цвета, плотная, без рытвин и трещин, без темно-серых и коричневых пятен, косослоя, свилеватости. Токарные изделия должны быть обязательно отполированные, но не шлифованные. Матово-белые изделия — это обычно признак плохой, невыдержанной древесины.

На рынках часто выдают осину или тополь за липу. Тут особенно нужно быть бдительным и иметь опыт.


обычно имеют при продаже очень хороший процент влажности и практически готовы для резьбы. Поэтому их лучше резать сразу (в течение трех дней), иначе они при хранении в комнате непременно пересохнут, и в дальнейшем работа с ними станет более трудоемкой. В крайнем случае, если вы купили заготовки впрок или хотите хранить, складировать доски, положите их на балкон, в сарай на стеллажи или на чердак.
Со временем вы постепенно выработаете собственные приемы заготовки древесины. Вполне возможно, что в будущем у вас появятся заказы и вы будете работать с разными породами деревьев. Но начните с одного вида древесины, освойте технологию выполнения резьбы на нем до профессионализма.
Нужно всегда помнить, что в природе нет одинаковых кусков дерева, отчего не бывает и одинаковых изделий, хотя весьма схожими они могут быть. Поэтому отношение к массиву древесины, из которого вы хотите сделать изделие, всегда должно быть предельно бережным и рационально-разумным. Нет плохой древесины, если только она не гнилая или резчик не знает, как ее использовать. Прямо скажем: необходимо быть глубокомысленно мудрым при работе с деревом, стараться виртуозно работать, добиваясь выразительности резьбы.
Автор статьи — Сасыков Шамиль. Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
Источник: http://www.tatianka.ru/clubs/blog/woodcarving-school/153.html



Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Как сделать заготовку для резьбы по дереву

Похожие новости: